Воскресенье
19.05.2024
13:23
Категории раздела
Мои статьи [2]
Методическая работа [0]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Персональный сайт Горшковой Людмилы Федоровны

Формирование исследовательской компетентности студентов как средство повышения учебной мотивации.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Республики Мордовия  СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование исследовательской компетентности студентов как средство повышения учебной мотивации.

(для преподавателей физики)

 

 

 

Преподаватель Горшкова Людмила Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Темников 2013

 

Формирование исследовательской компетентности студентов как средство повышения учебной мотивации.

 

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия 
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н .Колмогоров

 

Современный колледж  живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы преподавателя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости студентов и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность студентов в исследовательскую работу.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности студентов, которая характеризуется рядом особенностей:

  1. Исследовательская деятельность связана с решением студентами творческой задачи с заранее неизвестным решением.
  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение студентом субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного студенту.

Вовлеченность студента в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на занятии и на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в колледже: формирование исследовательской культуры каждого студента.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность студентов имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): студент выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: внутри колледжном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество студентов, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Как правило, преподаватель может подготовить со студентами одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные студенческие чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях студенты могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом студенту понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.

Тематику может предлагать и преподаватель, который сам заинтересовался какой-либо темой, и студент. Между студентом и преподавателем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества. Немаловажное значения для проведения исследовательской работы по предмету и пробуждение интереса достигается при использовании в образовательно-воспитательном процессе современных информационных технологий. Вся учебно-воспитательная работа, основывается на следующих принципах

  • новизна;
  • принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения;
  • вариативность;
  • преемственность;
  • учет внутрипредметных и межпредметных связей;
  • результативность.

Развивая информационную компетентность, необходимо подготовить студента к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной информации.

Оснащение кабинета компьютером, мультимедийным проектором, электронными пособиями и учебниками способствуют качеству современного образовательного процесса. Инновационный процесс обучения и воспитания в реализации принципов связи теории с практикой, наглядности и доступности, позволяет глубже понимать суть научных концепций предметов естественного – математического цикла, позволяет организовать самостоятельное практическое исследование, выполнять на уровне научно – исследовательские проекты. Работа над источником исследования помогает углубиться в проблему вопроса:

  • использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне;
  • повысить развивающий и интеллектуальный потенциал студента;

В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение студентов умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация научно – исследовательской деятельности студентов и приобщение студентов к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для подростка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате студенты должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.

В настоящее время современный ССУЗ должен обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития студента и формирование мировоззрения через сотрудничество преподавателя и студента.

 

 

Список литературы

  • Л. Ф. Батан. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. Изд-во НИПКиПРО, 2002.
  • А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.
  • А.С.Границкая. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.
  • Н.И.Зильберберг. Приобщение к математическому творчеству. Уфа. Башкирское книжное издательство, 1988 г.
  • Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа студентов. – М.: Математика в колледже №5, 1999
  • А.М.Матюшкин. Загадки одаренности. М. Школа-пресс, 1993 г.
  • Д.Пойа. Математическое открытие. М. Наука, 1976 г.
  • В.Д.Степанов. Активизация внеурочной работы по математике в средней колледже. М. Просвещение, 1991 г.
  • Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1997 г.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Люда (08.04.2016)
Просмотров: 990 | Рейтинг: 0.0/0