ГБПОУ РМ «Темниковский сельскохозяйственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА
«10 заповедей – основа жизни»
г. Темников
2016 г.
Рассмотрена Утверждаю
на заседании заместитель директора по
МОКР учебной работе
Протокол № ___ от ______ 20___г. ____________ Л.В.Щербакова
________________Н.П.Филина
Методическая разработка классного часа «10 заповедей – основа жизни» для студентов средних специальных учебных заведений. /Сост. Горшкова Л.Ф.., Николаева В.И., Сергеева Л.Ю., Темниковский сельскохозяйственный колледж – Темников, 2017. – 15 с. ( 0,9 п.л.)
Методическая разработка классного часа «10 заповедей – основа жизни» предназначена для проведения внеклассных мероприятий для студентов I, II и III курсов. Методическая разработка содержит сведения о 10 заповедях православия; справочные и энциклопедические сведения, притчи, житейские истории, песни, предусматривает самостоятельную подготовку студентами сообщений по теме мероприятия.
Пояснительная записка
Развитие православной культуры студентов осуществляется во внеклассной работе: на классных часах, встречах с представителями духовенства, беседах.
Методическая разработка «10 заповедей – основа жизни» может быть использована для проведения внеклассных мероприятий среди студентов I, II и III курсов. Содержит сведения о 10 заповедях божьих и их ценности для православного человека.
Материал данного классного часа способствует развитию эстетических вкусов в области православной культуры, содействует духовному воспитанию студентов.
Имеет большое воспитательное значение: воспитывает чувство национального достоинства, способствует формированию положительных личностных отношений к вере. Примеры приведенных житейских историй и притч воспитывают чувства добра, милосердия, справедливости, честности, верности, любви, нетерпимости к жестокости, злу, воровству, зависти.
При проведении внеклассного мероприятия предусматривается подготовка студентами мини-проектов, песен по теме мероприятия.
Методическая разработка содержит приложения – презентацию «10 заповедей – основа жизни», анкетирование «Религия в моей жизни».
Классный час
Тема: Десять заповедей - основа жизни
Цели: Познакомить студентов с заповедями, помочь осмыслить совершенство и непреходящую ценность заповедей для православного человека.
Задачи:
развивающая: способствовать развитию эстетических вкусов в области православной культуры, содействовать духовному воспитанию студентов;
воспитательная: воспитывать чувство национального достоинства, способствовать формированию положительных личностных отношений к вере; воспитывать чувства добра, милосердия, справедливости, честности, верности, любви, нетерпимости к жестокости, злу, воровству, зависти.
Оснащение мероприятия: компьютер, мультимедийное оборудование, записи песен «Новый завет», «О, молитва», плакат «10 заповедей православия», презентация «10 заповедей – основа жизни»,
Подготовка к внеклассному мероприятию:
1.Задания для студентов:
Мини-проекты:
1) «История и значение слова «заповеди»
2) « Заповеди через мир притч и житейских историй »
2. Анкетирование Современны ли сегодня заповеди?
3. Презентация по теме «Десять заповедей - основа жизни»
Ход мероприятия
Вступительное слово преподавателей:
Горшкова Л.Ф.: Сегодня у нас необычное внеклассное мероприятие, мы будем с вами говорить о Заповедях Иисуса Христа, о их смысле и ценности для современного человека.
Сегодня у нас в гостях благочинный Темниковского благочиния протоиерей Иоанн Иванович Семин, священник Александр Алексеевич Лебедев настоятель Покровской церкви с. Жегалово.
СергееваЛ.Ю.: Прежде чем начать нашу беседу, обратимся к понятию «заповеди». Ребята готовили мини-проекты, один из которых называется «История и значение слова «заповеди».
Выступление студентов:
Луканова Е.: Работая над проектом, мы обращались к нескольким словарям и справочникам:
Толковый словарь дает такое понятие: Старославянское –zapovedati (сообщить, рассказать).
Слово образовалось в славянских языках с первоначальным значением «то, что сообщено». В древнерусский язык пришло из старославянского и вошло в употребление в X веке. Современное значение больше относится к религиозной области (заповедь – то, что нужно соблюдать).
Энциклопедия:
Заповеди - библейские нормы поведения
Словарь В.П. Вихлянцева дает такое понятие: наказ, повеление, установление, закон. (См. десять заповедей)
В одном из словарей мы нашли такие, на наш взгляд, важные сведения: В Библии слово заповедь используется 149 раз: «Все заповеди Твои – истина;.. (Псалом 118-115 )...и буду хранить заповеди Бога моего»
Но остановились мы на понятии слова заповеди, данное на сайте «Православие и мир». Это определение нам показалось доступным и более верным для понятия его в библейском контексте и необходимым для нашей беседы: « Когда мы слышим слово „заповедь”, мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие: но это слово имеет более широкий смысл. Оно означает завещание Божие нам, когда, сотворив нас, Он одарил нас свободой, способностью стоять на собственных ногах, дал нам власть выбора и власть следовать нашему призванию или отвернуться он него. И вот, это не „приказание” от Бога: это как бы напутствие или завещание в том смысле, в котором человек, когда умирает, оставляет завещание, чтобы его наследники его выполнили» .
Итак ,мы можем сделать вывод :
Заповеди –это завещание нам от Бога, завещание, которое мы должны выполнять. Чтобы его выполнять, мы должны хорошо знать и понимать заповеди.
СергееваЛ.Ю.: Ребята по итогам проведенного ранее тестирование мы узнали, что многие из вас, действительно, знают заповеди, и для них это не является чем-то неизвестным.
ГоршковаЛ.Ф.: И все же вы назвали не все заповеди, многие из них для вас не совсем понятны. Сегодня мы поговорим о всех заповедях, попытаемся понять их смысл.
СергееваЛ.Ю.: Какая заповедь является первой, если так можно сказать, главной? Как она читается? (2-слайд)
ГоршковаЛ.Ф.: Заповедь первая:
Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Как ее понимать? Что Бог повелевает нам этой заповедью?
СергееваЛ.Ю.:
- Бог завещает нам почитать одного его.
- Веровать в него, надеяться на него.
-Любить его, повиноваться его воле.
-Мы должны молиться ему и не иметь никаких других богов, кроме него.
Горшкова Л.Ф.: Это значит: един Бог, и нет других богов, кроме Него Единого. В Боге вся сила, и нет силы вне Бога. В Боге вся мудрость, и нет ни мудрости, ни малейшего знания вне Бога. В Боге вся доброта. Поэтому и Христос сказал: "Никто не добр, кроме одного Бога". Его доброта заключается в Его милости, долготерпении и прощении грешников.
Какая вторая заповедь?
Сергеева:
-Вторая заповедь гласит:
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им
Горшкова Л.Ф.: Что такое кумир?
Сергеева Л.Ю.:
-Кумир — истукан, идол.
Что запрещает Бог этой заповедью?
-Я думаю, Запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества
Горшкова Л.Ф.: У вас может возникнуть вопрос: А как же икона? Мы же тоже почитаем?
Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед иконами, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.
Сергеева Л.Ю.:
-Третья заповедь: Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
-Как понимать эту заповедь?
Горшкова Л.Ф.:
- Этой заповедью Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах.
Сергеева Л.Ю.:
- К сегодняшнему мероприятию ребята подготовили притчи и примеры житейских историй о некоторых заповедях и сейчас их нам представят.
Выступления студентов:
Бережной М.: Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: "Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал".
Отвечает ему странник миролюбиво: "Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться - Бог или ты, золотых дел мастер?" И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Горшкова Л.Ф.:
Заповедь четвертая известна всем :Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему
Сергеева Л.Ю.: Что Бог повелевает этой заповедью?
Горшкова Л.Ф.: -Повелевает нам шесть дней недели работать, заниматься своими делами, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и творить другие добрые дела.
Сергеева Л.Ю.: Пятая заповедь – самая известная: -Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Горшкова Л.Ф.:Что значит почитать родителей?
Сергеева Л.Ю.:
- Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни и старости и молиться о спасении душ их. Давайте послушаем еще одну притчу.
Выступление студентов:
Щербаков А.: Библейская история рассказывает:
Сын Ноя, Хам, смеялся над своим отцом, спавшим в своем винограднике обнаженным; другие же сыновья его, Сим и Иафет, прикрыли одеждой обнаженное тело его. Ной, проснувшись, узнал о таком непочтительном поступке Хама, проклял его и пророчески сказал, что потомки его будут рабами потомков его братьев.
Кидяйкин А.: Один грубый и дурной человек бросился на своего отца и вонзил в ослеплении нож ему в грудь. А отец, умирая, говорит сыну: "Скорее очисти нож от крови, чтобы тебя не схватили и не осудили".
Юфкин Е.: В степи русской один распущенный сын привязал свою мать к столбу перед шатром, а сам в шатре пьянствовал с дурными женщинами и приятелями. На них натолкнулись разбойники и, увидев мать связанную, сказали, что надо наказать негодяев. Но связанная мать подала голос и тем самым предупредила несчастного сына о том, что он в опасности. И сын спасся, разбойники же вместо сына посекли мать.
Горшкова Л.Ф.: Шестая заповедь тоже всем хорошо известна и состоит на современном языке всего из двух слов: Не убий
Что Бог запрещает этой заповедью?
Сергеева Л.Ю.:
-Запрещает убивать, т.е. лишать жизни человека.
-Запрещается содействие убийству, каким бы то ни было образом, например, приказанием, советом, помощью; запрещается и все, что беспокоит и сокращает жизнь ближнего, например, гнев, ненависть, ссоры.
Выступление студентов:
Чапаева И.:
В Америке, в городе Чикаго, жили два соседа. Один из них позарился на богатство своего соседа, пробрался к нему ночью и отсек ему голову. Затем взял все его деньги, сложил в свой бумажник и пошел домой. Как только он вышел на улицу, он увидел убитого соседа, который шел ему на встречу. Только вместо отрубленной головы у соседа была голова убийцы. В ужасе убийца перешел на другую сторону улицы и побежал без оглядки, но сосед с головой убийцы на плечах опять оказался впереди бегущего и шел к нему навстречу. Убийца, обливаясь холодным потом, кое-как добрался до своего дома и не уснул в эту страшную ночь. Но следующей ночью он опять увидел соседа перед собой со своей собственной головой на плечах. И так было всякую ночь. Тогда убийца взял ворованные деньги и бросил их в реку. Но и это не помогло. Сосед являлся ему каждую ночь. Убийца сдался суду, признал свою вину и был послан на каторгу. Но и это не помогло. И в темнице убийца видел своего соседа всякую ночь со своей головой на плечах. В конце концов он умолил одного старого священника, чтобы он молился за него, грешного, Богу и разрешил причаститься. Священник ответил, что он должен покаяться прежде причастия. Тот ответил, что кается в убийстве своего соседа. "Не то, - сказал ему священник. - Ты никак не можешь понять и признать, что жизнь твоего соседа - твоя собственная жизнь. И убивая его, ты убил самого себя. Поэтому ты и видишь свою отрубленную голову на теле убитого. Тем Бог дает тебе знак, что твоя жизнь, и жизнь твоего соседа, и всякая жизнь человеческая вместе есть одна и та же жизнь".
Сергеева Л.Ю.: Седьмая заповедь касается семьи. Как часто нам приходится переживать, если в семье «разлад» между взрослыми, больно, когда родители по разным причинам расстаются .
Горшкова Л.Ф.: Заповедь Божия гласит: Не прелюбы сотвори — не прелюбодействуй. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние, или преступная плотская любовь между мужчиной и женщиной. Этой же заповедью запрещается и все, что располагает к этому греху, например, неумеренность в пище, пьянство, бесстыдные песни, чтение дурных книг и тому подобное.
Сергеева Л.Ю.: Что нужно делать, чтобы не нарушить этой заповеди?
Горшкова Л.Ф.:
-Живущим в супружестве нужно быть верными друг другу, а прочим вести целомудренную жизнь.
Выступление студентов:
Анчин И.: В Южной Италии есть и теперь еще место, называемое Помпея, некогда богатый и роскошный город, а ныне жалкие развалины, на которых собираются люди и, видя их, воздыхают в страхе и ужасе. История Помпеи, если коротко, была такова: богатство довело этот город до такой безнравственной и блудной жизни, какой с сотворения мира не вспомнить. И сошло на него нежданно наказание Божие. В один день разверзлась гора Везувий близ Помпеи и забил оттуда вулкан, и огненная лава с пеплом и камнями засыпала город Помпею со всеми его жителями, как в могилах засыпают землей умерших.
Горшкова Л.Ф.: Заповедь восьмая: Не укради
Как ее понимать?
Сергеева Л.Ю.:- Этой заповедью запрещается кража, нельзя брать чужое незаконным путем.
Горшкова Л.Ф:
-Каким нужно быть, чтобы соблюдать эту заповедь?
Сергеева Л.Ю.:-Нужно самому любить трудиться, быть милосердным, бескорыстным.
Выступление студентов:
О.: В одном арабском городе торговал неправедный торговец Исмаил. Каждый раз, взвешивая покупателям товар, он всегда недовешивал несколько граммов. За счет этого обмана богатство его умножилось весьма. Но дети его были больными, и он тратил много на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше обманом добывал он вновь у своих покупателей. Но то, что он крал у своих покупателей, все уносила болезнь его детей. Однажды, когда Исмаил был в своей лавке и очень переживал за своих детей, на мгновение разверзлось небо. Он поднял глаза к небу и видит, что там происходит нечто необычное. Ангелы стоят вокруг огромных весов, на которых меряют все блага, которые Бог дает людям. Дошла очередь до семьи Исмаила, и Исмаил видит, как Ангелы, подавая здоровье его детям, клали на чашу здоровья меньше, чем нужно, а вместо этого ставили гирю на весы. Разгневался Исмаил и хотел крикнуть возмущенно на Ангелов, но один из них обернулся к нему лицом и сказал: "Что же ты сердишься? Мера эта правильная. Мы кладем твоим детям гирю, которая весит столько, сколько ты крадешь у своих покупателей. И так творим правду Божию". Исмаил был потрясен ответом и начал горько каяться в своем тяжком грехе. И стал Исмаил с того времени не только правильно взвешивать, но и отдавать сверх меры. А дети его выздоровели.
Сергеева Л.Ю.:Заповедь девятая говорит нам: Не лжесвидетельствуй
Слово свидетельствуй мы понимаем как донос.
Что запрещается этой заповедью?
Горшкова Л.Ф.:
- Запрещается ложное свидетельство и вообще всякая ложь.
-Нужно всегда говорить правду.
-Поступают не по заповеди те, которые говорят ближнему в глаза и за глаза о нем обидные слова; которые насмехаются и осуждают других.
Выступление студентов:
Ненюков В.: В одном селе жили два соседа, Лука и Илия. Лука разозлился на Илию, потому что Илия был более благополучный человек, чем Лука, который был пьяница и лентяй. Мучимый завистью, Лука объявил в суде, что Илия говорил хульные речи против царя. Илия защищался как мог и в конце концов махнул рукой и сказал: "Пусть Бог Сам откроет твою ложь против меня". Но суд присудил Илии тюремное заключение, а Лука вернулся домой. Когда же был он уже недалеко от дома, вдруг услышал плач в доме. Лука весь похолодел, вспомнив слова Илии. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в огонь, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. А утром рано пошел в суд и признался, что оговорил Илию. Судьи тут же отпустили Илию, а Луку наказали за лжесвидетельство. И так Луку постигло два наказания за один грех: Божие и человеческое.
Горшкова Л.Ф. : Последняя, десятая заповедь: Не пожелай ничего чужого. Этой заповедью запрещается не только делать худое ближнему, но и желать ему худого.
Сергеева Л.Ю.: Грех против этой заповеди называется завистью.
Какими нам быть предписывает эта заповедь?
Мы должны быть довольными и благодарными тем, что дал нам Бог, и доброжелательными к ближнему .Не завидовать никому, а радоваться за ближних.
Горшкова Л.Ф.: Теперь мы ребята знаем, что в христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствии с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай.
Сергеева Л.Ю.:1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
Горшкова Л.Ф.: 2. Не сотвори себе кумира.
Сергеева Л.Ю.:3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Горшкова Л.Ф.: 4. Чти день субботу, чтобы святить его. 6 дней работай, а 7 отдыхай.
Сергеева Л.Ю.:5. Почитай отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле.
Горшкова Л.Ф.: 6. Не убивай.
Сергеева Л.Ю.:7. Не прелюбодействуй.
Горшкова Л.Ф.: 8. Не кради.
Сергеева Л.Ю.:9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (не сплетничай).
Горшкова Л.Ф.: 10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (не завидуй).
Сергеева Л.Ю.: Но и в других религиях также существуют такие заповеди. Например, десять заповедей Буддизма
Сущность буддийской практики - доброе и любящее сердце. Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним.
Выступление студентов:
Агеева Д.:
1. Защищай чужую жизнь.
2. Не укради, уважай чужую собственность и практикуй щедрости.
3. Не прелюбодействуй и будь верен своему спутнику жизни.
4. Не лги и будь честным и искренним.
5. Не клевещи.
6. Не говори грубо.
7. Не трать время на пустую болтовню или сплетню.
8. Не будь жадным.
9. Не причиняй кому-либо вред.
10. Ложные взгляды - верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.
Мамлеева К. :Магомет установил следующие 10 основных положений Ислама (8, 152—153):
1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого;
2. Почитайте отца и мать;
3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью (это делалось арабами на основании старинного языческого обычая);
4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно;
5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною,
исключая того случая, если вам предоставлено право на это;
6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия, разве вы будете руководиться при этом желанием принести пользу сиротам;
7. Честно соблюдайте вес и меру;
8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его;
9. Будьте справедливы на суде;
10. Крепко держитесь союза с Богом вашим.
Сергеева Л.Ю.: Ребята пришло время послушать наших гостей.
Выступление священнослужителей
Горшкова Л.Ф.: Сегодня должны мы с вами сделать вывод, что знание заповедей не только современно, но и без них человек не может правильно, то есть по-Божьему, построить свою жизнь.
Сергеева Л.Ю.: Спасибо, ребята, за ваши размышления. Думаю, каждый после сегодняшнего мероприятия будет внимателен к себе, к своим поступкам. Возможно, сделает какие-то важные выводы для себя. Десять заповедей, как и Символ веры, не молитвы. Но их нужно знать каждому православному христианину и по ним сверять каждый день своей жизни.
Горшкова Л.Ф.: Если найдем, что в течение дня мы ничего особенного противного заповедям Божиим не сделали, то должны благодарить за это Бога; если же согрешили, — должны принести Господу искреннее раскаяние и остерегаться впредь грешить.
Заканчивается мероприятие прослушиванием песни «Новый Завет»
|